Устройство и принцип действия компрессора
Сжатый воздух широко используется в промышленности, строительстве, а также в быту. Например, владельцу небольшого производства, где используется штамповочное оборудование, не обойтись без сжатого воздуха, при помощи которого действуют системы включения прессов.
При выполнении разнообразных дорожно-строительных работ широко применяются пневматические отбойные молотки, пульверизаторы, шуруповёрты.
Для работы всех этих агрегатов необходим воздух под давлением не менее 5…7 ат, которое и обеспечивает широкий класс машин, называемых компрессорами.
Классификация основных видов компрессоров
В зависимости от особенностей своей конструкции, а также по принципу действия всё многообразие компрессорных установок может быть сведено к двум видам: лопастным и объёмным.
В компрессорах лопастного типа необходимое давление воздуха создаётся за счёт взаимодействия воздушного потока с решётками лопастей – подвижной и неподвижной. Конструктивно такие компрессоры бывают осевыми, радиально-осевыми и центробежными.
Схема лопастного компрессора последнего типа представлена на рис. 1.
Рис. 1
Она применяется, например, в установках для кондиционирования воздуха. Эксцентрично установленный на валу ротор 1 снабжён лопастями 3, отбрасываемыми возникающими при вращении центробежными силами от корпуса 4. В результате уменьшается площадь поперечного сечения рабочей камеры 2, что, при постоянном расходе хладагента обеспечивает необходимое повышение его давления.
Более распространены компрессорные установки второго типа – объёмного. Здесь избыточное давление воздуха создаётся в специальных камерах. Объём и порядок соединения этих камер в ходе одного рабочего цикла сжатия постоянно изменяются, что вызывает соответствующее изменение рабочего давления воздуха. Компрессоры указанного типа подразделяются на роторные и поршневые.
Принцип действия и классификация поршневых компрессоров
Поршневые компрессоры благодаря своим положительным особенностям – надёжности и удобству в эксплуатации, стабильности рабочих характеристик, компактности и пр. – получили повсеместное применение. Пользователей в самых различных сферах хозяйственной деятельности вполне устраивают универсальность и широкие технические возможности поршневых компрессоров.
Устройство поршневого компрессора представлено рис. 2. Компрессор состоит из цилиндра 1, поршня 2, двигателя 3, вращающего приводной вал, впускного 4 и нагнетательного 5 клапанов, фильтра 6 и ресивера 7.
Рис. 2
Принцип работы поршневого компрессора заключается в следующем. Вращающийся от двигателя приводной вал (кривошипно-коленчатого или эксцентрикового исполнения) преобразует вращательное движение в возвратно-поступательное перемещение поршня, которым обеспечивается подача сжатого воздуха в полость ресивера.
Очистка отбираемого внешнего воздуха производится фильтром, который одновременно представляет собой и осушитель воздуха для компрессора. Цикличность поступления воздуха в рабочую полость цилиндра осуществляется синхронным действием клапанов: при обратном ходе поршня открывается впускной клапан (соответственно, закрывается нагнетательный), а при прямом – наоборот – впускной клапан закрывается, а нагнетательный открывается.
Ресивер для компрессора позволяет накапливать сжатый воздух , после чего он далее по трубопроводам передаётся для своего дальнейшего использования.
Компрессор с ресивером позволяет обеспечивать более надёжную работу пневматических устройств, поскольку снижает колебания давления сжатого воздуха и создаёт необходимый его объём при продолжительной работе таких устройств.
Компрессоры поршневого типа классифицируются на установки:
— простого и двойного действия;
— с различной компоновкой рабочего цилиндра: вертикальной, горизонтальной, угловой;
— с различным количеством рабочих цилиндров.
Комплектация поршневых компрессоров
Определяется мощностью и предназначением компрессора. Например, при длительной работе компрессора необходима установка системы автоматического контроля за его функционированием, которая включает в себя реле давления воздуха для компрессора. Это обеспечивает управление производительностью компрессора при изменениях величины расхода сжатого воздуха, что приводит к постоянству значений рабочего давления.
Например, с уменьшением давления в ресивере такой компрессор включается, а при повышении давления в ресивере до максимально допустимого значения – выключается. Наличие реле давления компрессора, цена на которое зависит от мощности привода и диапазона регулирования давления, снижает износ поршней и соответственно повышает долговечность компрессора.
Требуемый объём ресивера компрессора зависит от его производительности и допустимых колебаний давления. Он рассчитывается по формуле
V=(Q/8*Δр) (м3),
где:
Q – требуемая производительность компрессора, м3/мин;
Δр – допустимое колебание рабочего давления сжатого воздуха, ат.
Поршневые компрессоры небольшой производительности изготовляются в передвижном исполнении (см. рис.3), что позволяет оперативно перемещать агрегат к новому месту его применения.
Рис. 3
Такие компрессоры могут приводиться в действие и от двигателя внутреннего сгорания.
Недостатки поршневых компрессоров:
1. Ограниченная, по сравнению с другими типами, производительность агрегата.
2. Довольно высокий уровень вибраций и шума в процессе работы.
3. Необходимость частого технического обслуживания и ремонта.
4. Необходимость в тщательной очистке воздуха.
Ремонт поршневых компрессоров
Длительная и надёжная эксплуатация поршневых компрессоров возможна лишь при своевременном и качественном проведении регламентных работ. В частности, ремонт поршневых компрессоров требуется в следующих случаях:
— в случае снижения производительности агрегата;
— при повышенном (против паспортных значений) нагреве компрессорного блока;
— при подтекании масла из картера;
— в случае самопроизвольного падения давления;
— при разгерметизации пневмореле;
— при механических стуках в рабочей полости цилиндра;
— при повышенном нагаре на рабочих деталях компрессора.